Влияние обучения иностранному языку в младенческом и раннем возрасте на развитие личности ребенка
Актуальность раннего обучения иностранным языкам (ИЯ) как компонента углубленного языкового образования определяется прежде всего всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах, что в образовательной сфере обусловливает интеграцию предметного знания, направленности на познание целостной картины мира.
С учетом этих тенденций раннее обучение на билингвальной основе обеспечивает получение учащимися новой информации в соответствии с индивидуальными потребностями, возможности непрерывного образования в будущем, что в свою очередь создает дополнительные шансы конкурировать на общеевропейском и мировом рынке специалистов. Наряду с этим такое обучение способствует совершенствованию общей языковой подготовки и владению ИЯ в специальных предметных целях, углублению предметной подготовки и расширению сферы межкультурного общения (Н. Д. Гальскова, 2003).
С учетом вышесказанного, предлагаем обратиться к вопросу обучения ИЯ с рождения, или, другими словами, обучению на билингвальной основе с младенчества, или формированию искусственного билингвизма.
В данном случае мы не имеем возможности выявить задатки ребенка. Следовательно, ребенок перед нами предстает как «чистый лист бумаги», и мы можем заложить в период младенчества все, что считаем нужным (в соответствии с нормами психического развития ребенка данного возраста).
Языковое (речевое и коммуникативное) развитие рассматривается в современной науке на основе идей Л. С. Выготского: речевая деятельность возникает из потребности ребенка в общении и является одним из факторов формирования личности ребенка, ее сознания и самосознания. Это положение прослеживается и в работах Р. С. Немова: благодаря усвоению ребенком речи в младенчестве и раннем возрасте существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности в целом
Через активное речевое общение с окружающими людьми (в данном случае на двух языках) ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития.
Следует отметить, что через овладение иностранным языком происходит также развитие родного языка.
По мнению А. А. Майера, исследовавшего влияние раннего обучения иностранным языкам на личностное становление ребенка дошкольного возраста, основными детерминантами личностного развития детей, изучающих иностранный язык, являются речевая деятельность и общение детей в процессе коммуникативно-направленного обучения иностранному языку. На основе сформированного новообразования дошкольного возраста — воображения, которое более успешно используется этими детьми как средство сознательного запоминания и воспроизведения материала, и на основе становления и смены форм общения со взрослыми и сверстниками происходит качественно новое освоение зоны ближайшего развития — рефлексии. В итоге к младшему школьному возрасту происходит сцепление возрастных новообразований — воображения и рефлексии.
Преобладание позитивных эмоциональных реакций у детей, изучающих иностранный язык, более успешное распознавание ими эмоциональных состояний, позволяют говорить о богатом эмоциональном опыте детей. В итоге — эмоции связываются с развитием рефлексии.
Выделенные линии и признаки развития подтверждаются корреляционным и факторным анализом и описываются как существенные и устойчивые связи между выявленными признаками.
Кроме всего прочего, формирование активной речи имеет огромное значение для развития мышления ребенка (В. Г. Асеев, 1989).
Обозначая словами предметы и действия с ними, ребенок постепенно подходит к овладению некоторыми мыслительными операциями, в частности, обобщением. Речь создает основу для формирования символической и обобщающей функции сознания. Слово начинает выступать в сознании ребенка в качестве заместителя того или иного реального объекта и приобретает обобщенное значение.
При обучении ребенка двум языкам одновременно (параллельно) развитие мышления происходит и за счет увеличения общего числа мыслительных операций, что происходит вследствие дополнительного усложнения речевого опыта благодаря усвоению новых языковых средств (Ю. Хромова, 2005).
Собственный опыт исследователя по обучению ребенка английскому языку с рождения подтверждает рассмотренные выше теоретические положения.
В связи с тем, что ребенок обучается в семье второму (неродному) языку в младенчестве и раннем детстве, он проводит больше времени в совместной деятельности со взрослым, следовательно, у него формируется чувство привязанности. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны близких его достижений и личностных качеств ребенка, сопровождающая весь организованный процесс обучения, порождает уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Ребенок, сильно привязанный к своим родителям, более контактный и послушный. Немаловажно, что привязанность раннего возраста напрямую влияет на коммуникативность человека в будущем.
По нашим наблюдениям, процесс обучения ИЯ стимулирует личностную социализацию ребенка: ведь обучение происходит с выполнением основных операций в быту, на прогулке, в инсценированном общении и т. д., которые демонстрируются образцово. Другими словами, малыш путем подражания учится как вести себя в той или иной реальной ситуации, но уже направляемый на ИЯ и используя ИЯ. Еще один немаловажный фактор: благодаря раннему обучению ребенка ИЯ развитие его личности происходит не произвольно, а системно, в соответствии с определенной программой.
По нашему мнению, работа, направленная на развитие иноязычной речи, помогает ребенку конкретизировать понятия, правильно выражать свои желания, просьбы, рассуждения, наблюдения, мысли; ребенок становится более раскованным, открытым, благодаря уверенности в том, что взрослый его поймет; снимается чувство тревожности. Кроме того, ребенок учится смотреть на вещи с разных позиций, поскольку в ИЯ заложена иная картина мира.
Из всего вышесказанного делаем вывод, что обучение иностранным языкам детей младенческого и раннего возраста имеет, несомненно, положительное влияние на развитие личности ребенка.
Литература:
1. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. / В. Г. Асеев. — Иркутск, 1998. — С. 30-68.
2. Гальскова Н. Д. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования / Н. Д. Гальскова, Н. Ф. Коряковцева, Е. В. Мусницкая, Н. Н. Нечаев // Иностр. языки в школе. — 2003. — № 2. — С. 13-16.
3. Майер А. А. Влияние раннего обучения иностранным языкам на личностное становление ребенка дошкольного возраста: Заключение и выводы / А. А. Майер. — http://www. follow. ru/
4. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 2: Общие основы психологии. — 688 с.
5. Хромова Ю., Смирякова А. Б. Стимулирование иноязычной речевой активности детей младенческого возраста средствами родного языка. / Ю. Хромова, А. Б. Смирякова // Лингвистика. Методика. Информатика: фундаментальные и прикладные аспекты: Материалы Недели науки в ИГЛУ. — Иркутск: ИГЛУ, 2005. — С. 76-78.
Автор статьи — преподаватель английского языка Кириленко Юлия Сергеевна